Навигация

Информация

Видеогалерея

Почта


Внутренний анализ коррупционных рисков

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

о результатах внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности  ГУ «Управление природных ресурсов и регулирования природопользования  Алматинской области»

г. Талдыкорган                                                                                                 7 декабря  2017 года

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

На основании приказа руководителя ГУ «Управление природных ресурсов и регулирования природопользования Алматинской области»  (далее – Управление) от                    14 ноября 2017 года № 145-Н «О проведении внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности Управления, в период с 15 ноября по 5 декабря 2017 года проведен внутренний анализ коррупционных рисков. Внутренним анализом охвачен период работы Управления   10 месяцев 2017 года.

Управление осуществляет свою деятельность на основании Положения утвержденного Постановлением акимата Алматинской области от 24 мая  2016 года                № 262 (далее - Положение).

Миссией Управления согласно Положению является обеспечение экологической стабильности, регулирование и обеспечение охраны лесов, животного мира, водных ресурсов, рационального использования природных ресурсов Алматинской области.

В соответствии с Правилами внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденных Указом Президента от 19 октября 2016 года № 12 проведен внутренний анализ по следующим направлениям:

 

ВЫЯВЛЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ, ЗАТРАГИВАЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ПОДВЕДОСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.         Управление в своей деятельности руководствуется:

 - Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года;

- Лесной кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 года;

- Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года;

- Водный кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года;

- Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года;

-Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях»;

- Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» от 4 декабря 2015 года;

-Закон Республики Казахстан  «О государственных услугах» от 15 апреля 2013 года;

- Закон Республики Казахстан «О государственной службе в Республике Казахстан» от 23 ноября 2015 года;

-Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 года;

- Закон Республики Казахстан  «О правовых актах» от 6 апреля 2016 года;

- «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» от 9 июля 2004 года;

- Приказ Министра энергетики Республики Казахстан «О внесении изменений в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 23 апреля 2015 года № 301 «Об утверждении стандартов государственных услуг в области охраны окружающей среды»;

- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от6мая 2015 года                № 19-1/422 «Об утверждении регламентов государственных услуг в области регулирования использования водного фонда»;

- Приказ исполняющего обязанности Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 18-03/390 «Об утверждении стандартов государственных услуг в области животного мира»;

- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 6 мая 2015 года                № 18-1/415 «Об утверждении стандартов государственных услуг в области лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий».

2. Коррупционные риски в законодательстве (коллизии, пробелы, дискреционные нормы и т.д.)

В ходе анализа законодательства установлено, что существуют коррупционные риски.

  1. Так в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона Республики Казахстан от 15 апреля 2013 года «О государственных услугах» и приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 6 мая 2015 года № 18-1/415 «Об утверждении стандартов государственных услуг в области лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий», принято постановление акимата Алматинской области от 21 сентября  2015 года «Об утверждении регламентов государственных услуг в сфере лесного хозяйства» № 419 (далее Регламент), в том числе утверждены регламенты государственной услуги «Выдача лесорубочного и лесного билета».

Согласно пункта 4 вышеуказанного Регламента – «Форма оказания государственной услуги  - электронная (частично автоматизированная) и (или) бумажная». Однако, услуга предоставляется в бумажной форме. При обращении  на сайт гос. улуг http://elicense.kz,  выходит информация, что подача заявления по гос. услуге осуществляется через канцелярию услугополучателя, в связи с чем необходимо обратиться в Уполномоченный орган.

Выдача гос услуги в бумажной форме, через канцелярию услугодателя, приводит к непосредственному контакту услугодателя с услугополучателем, в связи с чем возникают возможные потенциальные коррупционные риски.

Рекомендуется: Инициировать в Министерство сельского хозяйства  предложение о внесении изменений  в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 6 мая           2015 года № 18-1/415 «Об утверждении стандартов государственных услуг в области лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий»  об  исключении со стандарта пункта прием заявления и выдача результата оказания государственной услуги осуществляются через канцелярию услугодателя. Для того чтоб не было прямого контакта услугодателя с услугополучателем.

  1. Согласно стандарта  государственной услуги «Выдача разрешения на пользование животным миром», утвержденным приказом и. о. Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 18-03/390 и  Правил выдачи разрешений на пользование животным миром, утвержденным Приказом и.о. Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 19 декабря 2014 года № 18-04/675  формы заявки не соответствуют друг другу. Например, в заявке по стандарту указано следующее данные (приложение 2) 
  1. в адресе дополнено слово квартира,
  2.  вид пользования,
  3. номер и дата договора на ведение охотничьего хозяйства,
  4. ответственные лица за использование разрешения (Ф.И.О при наличий, ИИН)
  5. подтверждаю достоверность представленной информации и осведомлен об ответственности за предоставление недостоверных сведений в соответствии с законодательством Республики Казахстан,
  6. согласен на использование сведений, составляющих охраняемую законом тайну, содержащихся в информационных системах

            А, в заявке согласно, правил  выдачи разрешений на пользование животным миром                (6-приложения) ограничено такими данными:

  1. вид пользования;
  2. и   подтверждаю, что введенные в формах сведений к заявлению данные верны.             Заявки от физических и юридических лиц поступают в соответствии с правилами выдачи разрешений на пользование животным миром.
  3. Инициировать в Министерство сельского хозяйства  предложение о

внесении изменений в форму заявки  в Правилах выдачи разрешений на пользование животным миром, утвержденным Приказом и.о. Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 19 декабря 2014 года № 18-04/675 для соответствия со стандартом  государственной услуги «Выдача разрешения на пользование животным миром», утвержденным приказом и. о. Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 18-03/390.

ВЫЯВЛЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

3. По линии управления персоналом, в том числе сменяемости кадров

3.1 Согласно штатному расписанию на 1 ноября 2017 года общая штатная численность Управления составляет 27 человек, из них: вакантных мест – нет.

В ходе анализа установлено, за период 10 месяцев текущего года сменяемости кадров  в Управлении не происходило. Вышеуказанное свидетельствует о низкой текучести кадров, что  не приводит к  коррупционным рискам.

            3.2 В соответствии с п.3 Правил премирования, оказания материальной помощи и установления надбавок к должностным окладам работников органов Республики Казахстан за счет средств государственного бюджета, утвержденных Обновленныйпостановлением Правительства Республики Казахстан от  29 августа 2001 года №1127 (далее - Правила), регламентированы условия премирования государственных служащих.

            В ходе анализа установлено, что руководителю отдела лесного хозяйства Управления Тажибекову Тимуру Ермановичу приказом руководителя  от 23 января 2017 года № 13-ж было дано дисциплинарное взыскание в виде замечания, однако 9 марта 2017 года в честь празднования  22 марта было снято дисциплинарное взыскания с Тажибекова Тимура Ермановича досрочно (на основании служебной записки):

            После чего, Тажибекову Тимуру Ермановичу была выдана премия в честь празднования 22 марта  в сумме: 43321тенге (приказ № 49-Н от 15.03.2017г.),

Данный факт свидетельствует о создании условия для коррупции, поскольку создаются интересы тех или иных лиц в части досрочного снятия дисциплинарного  взыскания в целях получения премии.

Рекомендуется: Исключить практику снятия дисциплинарных взысканий на кануне государственных праздников.

4. По линии оказания государственных услуг

Согласно реестру государственных услуг Управление оказывает следующие государственные услуги:

  • Выдача разрешений на эмиссии в окружающую среду для объектов II, III и IV категорий.
  • Выдача заключений государственной экологической экспертизы для объектов II, III и IV категорий.
  • Выдача лесорубочных и лесных билетов.
  • Государственная регистрация договора долгосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда.
  • Выдача разрешения на пользования животным миром.
  •   Принятие местными исполнительными органами области решения по закреплению охотничьих угодий и рыбохозяйственных водоемов и (или) участков за пользователями животным миром и установлению сервитутов для нужд охотничьего и рыбного хозяйства.
  • Выдача разрешения на использование подземных вод питьевого качества для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением на территориях, где отсутствуют поверхностные водные объекты, но имеются достаточные запасы подземных вод питьевого качества
  • Предоставление водных объектов в обособленное или совместное пользование на конкурсной основе.

За анализируемый период Управлением оказано - 3994 государственных услуг,

Из них через портал «Е-лицензирование» - 1891:

  • Выдача разрешений на эмиссии в окружающую среду для объектов II, III и IV категорий – 924.
  • Выдача заключений государственной экологической экспертизы для объектов II, III и IV категорий - 702.
  • Государственная регистрация договора долгосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда - 84.
  • Выдача разрешения на пользования животным миром - 181.

 

Из них бумажно - 2103:

  • Выдача лесорубочных и лесных билетов - 1901.
  • Государственная регистрация договора долгосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда - 28.
  • Выдача разрешения на пользования животным миром - 174.

Отказано всего 260. Жалоб по вопросам оказания государственных услуг не установлено.

В ходе анализа установлено, что существует альтернативная форма оказания государственных услуг то есть бумажная или электронная. Оказание государственных услуг в бумажной форме, приводит к непосредственному контакту услугодателя с услугополучателем, в связи с чем возникают возможные потенциальные коррупционные риски.

Рекомендуется: Инициировать в уполномоченный орган предложении о внесении изменений в стандарты государственных услуг об исключении со стандартов бумажную форму оказания государственных услуг.

5. Выполнение разрешительных функции

В соответствии со Стандартом  государственной услуги «Выдача разрешения на пользование животным миром», утвержденным приказом и. о. Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 18-03/390 разрешение выдается в бумажной или электронной форме в зависимости от подачи заявки. То есть, данная услуга является альтернативной.   

            При оказании услуги в бумажной форме вопрос с регистрацией, оформлением и выдачей не возникает. Кроме наполнения базы историческими сведениями.

            При оказании услуги в электронной форме через  веб-портал электронного правительства возникает ряд вопросов. Изучив бланки разрешения, полученные на портале электронного правительства arm.elicense.kz были выявлены следующие недостатки:

  1. В графе «место охоты (охотничье хозяйство, участок)» отсутствуют данные об охотничьем хозяйстве и конкретном участке для проведения охоты.
  2. В графе «охотник» указана фамилия директора ТОО, ИП или охотоведа который является лицом ответственным за использования разрешения, в ней должна указываться фамилия охотника которому в дальнейшем будет выдано разрешение.
  3. В разрешении отсутствует разбивка по половозрастному составу «самка», «сеголеток» т.е  выдается одно разрешение с указанием общего количества особей.

Рекомендуется: Иницировать в Комитет лесного хозяйства и животного мира Министерства сельского хозяйства вышеуказанные недостатки по РД Порталу  arm.elicense.kz так, как в дальнейшем приведут к неразберихе и к недопониманию, как со стороны охотников, так и со стороны контролирующих органов. В случаи обращения физических и юридических лиц через веб-портал электронного правительства оказать услугу не представиться возможным.

6.  Иные вопросы, вытекающие из организационно - управленческой деятельности Управления

В ходе анализа установлено, что в Управление за 10 месяцев 2017 года  поступило всего - 148 обращений, из них:

 от юридических лиц - 46,

 обращений от физических лиц - 102.

Все обращения рассматриваются в соответствии с Законом РК  от 12 января 2007 года N 221 «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц». При рассмотрении обращений поступивших от юридических и физических лиц  за 10 месяцев 2017 года  коррупционных рисков не выявлено.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

7. На основании вышеизложенного руководителю Управления природных ресурсов и регулирования природопользования Алматинской области рекомендуем:

1) Инициировать в Министерство сельского хозяйства  предложение о внесении изменений  в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 6 мая  2015 года                № 18-1/415 «Об утверждении стандартов государственных услуг в области лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий»  об  исключении со стандарта пункта прием заявления и выдача результата оказания государственной услуги осуществляются через канцелярию услугодателя.

2) Инициировать в Министерство сельского хозяйства  предложение о внесении изменений в форму заявки  в Правилах выдачи разрешений на пользование животным миром, утвержденным Приказом и.о. Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 19 декабря 2014 года № 18-04/675 для соответствия со стандартом  государственной услуги «Выдача разрешения на пользование животным миром», утвержденным приказом и. о. Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 18-03/390.

3) Исключить практику снятия дисциплинарных взысканий на кануне государственных праздников;

4) Инициировать в уполномоченный орган предложении о внесении изменений в стандарты государственных услуг об исключении со стандартов бумажную форму оказания государственных услуг.

5) Иницировать в Комитет лесного хозяйства и животного мира Министерства сельского хозяйства вышеуказанные недостатки по РД Порталу  arm.elicense.kz так, как в дальнейшем приведут к неразберихе и к недопониманию, как со стороны охотников, так и со стороны контролирующих органов.

6) Принять необходимые меры контроля по устранению и недопущению в дальнейшей деятельности нарушений Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции», а также провести семинар по вопросам прохождения государственной службы;

7) При проведении заседания строго руководствоваться Правилами наложения дисциплинарного взыскания на государственных служащих, утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года №152;

8) Строго соблюдать требования действующего Стандарта государственных услуг, а также провести семинар среди сотрудников Управления по вопросам оказания государственных услуг;

9) Строго соблюдать требования Закона Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц»;

10) Рабочей группе в течении 6 месяцев со дня подписания справки по результатам внешнего анализа коррупционных рисков осуществить мониторинг по исполнению рекомендаций.

заместитель руководителя  управления,руководитель  рабочей группы

К. Нусипбаев                     

руководитель,отдела лесного хозяйства       

Т. Тажибеков      

директор представительства Республиканской ассоциации   общестивенных  объединении охоты и субъектов охотничьего хозяйства «Кансонар»  Алматинской области

В. Черемнов

Ознакомлен:

 

Руководитель Управления природных ресурсов и регулирования природопользования Алматинской области                        

К. Жаншабай 

Дизайн и разработка сайта от компании «Licon».
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2018. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.